Философия среды и отношений Reggio Emilia в ВКА

08/11/2022

Философия среды и отношений Reggio Emilia

Дорогие родители, сегодня мы хотели бы рассказать о философии среды и отношений Reggio Emilia, которая активно используется в сети детских садов BKA. Reggio Emilia – это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран. Поскольку мы идеально подходим под описание "не любой садик", то с большим интересом сначала ознакомились, а потом стали использовать эти правила. Сегодня мы рассказываем о них родителям, ведь родители  тоже активно участвуют в развитии детей, причем, не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в детском саду.


Реджио-Эмилия — итальянский город, где после Второй мировой войны стали открываться детские сады, в которых руководствовались новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.


Как же надо строить общение с детьми?

  • 1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза

Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне. Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним — и когда мы едим, мы должны тоже находиться на одном уровне. А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.

  • 2. Объяснить правила и задать вопрос

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.

Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас — и мы узнаем зону его ближайшего развития.

Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет». Всё-таки мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.

  • 3. Не «неправильно», а «по-другому»

«Лягушка желтая!» — говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть лягушка желтой вообще? Это может дать стимул к исследованию и расширению знаний. Вместо: «Нет, так не бывает!», лучше попытаться вместе со своим ребёнком понять, при каких условиях это возможно? Это такая радость для детей, понимать, что нет одного правильного ответа. 


  • 4. Предлагать выбор и не торопить

Целый блок в реджио-педагогике посвящён теме выбора.

Родители часто лишают ребенка права выбора, так как не хватает времени. Нет времени выбирать завтрак – даем, что уже приготовлено. Нет времени выбрать одежду – иди в том, что дали. Но выбор возможен в мелочах – бутерброд с маслом или сыром, чай с лимоном или без. А одежду можно приготовить с вечера (отличная привычка на всю жизнь, кстати). И приготовить запасной вариант (на случай дождя или резкого изменения температуры) и взять его с собой в рюкзачке в садик. Чем ребёнок старше, тем больше ситуаций, когда он делает выбор. Постепенно мы будем требовать аргументации: «Почему ты это выбрал, расскажи?»

Ребёнок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть разные варианты решения!

Не надо путать право выбора и отсутствие границ. Уметь аргументировано сделать выбор и принять решение – важный жизненный навык!

  • 5. Учиться в любой ситуации

В реджио-педагогике нет четкого времени для получения знаний.  Процесс познания происходит всегда: во время обеда, домашних дел, прогулки. 

Это дает почву для совместных проектов: ответы на вопросы, которые мы находим с помощью исследования. Например, вы читаете книгу «Федорино горе». Какие домашние животные были у Федоры? Какая посуда и утварь встречается в деревенской избе? Что станет с домом, если за ним не ухаживать? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает с помощью наблюдения и рассуждения. Можно расширить знания с помощью книги, фильм показать, сходить в музей.

В основном ребёнок получает знания, которые разложены по предметам. Отдельно математика, затем рисование, тут язык.  В идеале науки должны смешиваться. Например, учась играть в шахматы, мы можем начать изучать геометрические фигуры и пространственные понятия. Развивая речь, можно подключить двигательную активность, творчество, музыку. 


Ещё один важный момент реджио-педагогики: новую информацию ребёнок получает не только от взрослого.  «Что вы знаете об этом предмете?» — кто-то из детей уже имеет опыт, позволяющий ему ответить, и он делится знаниями. Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.

  • 6. Фантазировать важнее, чем читать

Что важнее уметь читать и считать или уметь аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты, я уж не говорю о том, чтобы планировать их, создавать новые концепции. Поэтому мы практикуем развитие проектного мышления, потому что в проекте, не важно, какой тематики, можно и посчитать, и рассказать о признаках предмета, и зарисовать его, и сравнить.

В младшем возрасте фантазирование и образное мышление у нас развито лучше. Потом на образное мышление начинает давить логика. Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

Возврат к списку